Печати и штампы на предприятии :: Информация, комментарии, практика

/Главная /Вопросы и ответы /Всегда ли при составлении документов организации их необходимо скреплять печатью?

Всегда ли при составлении документов организации их необходимо скреплять печатью?

Весь документооборот организаций можно условно разделить на деловые бумаги (сюда входят кадровые приказы, договоры, доверенности) и документы, связанные с бухгалтерским и налоговым учетом и отчетностью. Для каждой из этих категорий установлены свои правила использования печатей.

Начнем с деловых документов. Буквальное прочтение Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что проставление печати обязательно лишь в трудовой книжке (при внесении записи на титульном листе и записи об увольнении): для остальных документов (приказы, распоряжения) такое требование не установлено.

Теперь что касается доверенностей и договоров. В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица должна быть заверена печатью этой организации. А вот для гражданско-правовых договоров такое условие не установлено: согласно ст. 160 ГК РФ скрепление печатью не является обязательным требованием, предъявляемым к письменной форме сделки. Это подтверждает и судебная практика (см. постановления ФАС МО от 15.02.2002 по делу № КГ-А40/384-02, от 26.02.2004 по делу № КА-А40/799-04, от 25.01.2005 по делу № КА-А40/12921-04).

Если говорить о первичных и налоговых документах, то проставление печати на них необязательно, если только иное не установлено в Налоговом кодексе РФ, федеральном законе № 129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском учете» и официально утвержденных унифицированных формах таких документов. Например, в унифицированной форме товарной накладной (форма № ТОРГ-12) предусмотрено место для печати грузополучателя, поэтому при ее отсутствии документ будет считаться составленным с нарушениями. Что касается документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, то правила их оформления указаны в п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» и в п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утв. Приказом Минфина России от 29 июля 1998г. № 34н): печать в качестве обязательного реквизита в данных документах не называется.

В последнее время все больше в деловом обороте используется электронно-цифровая подпись (ЭЦП), которая заменяет не только собственноручную подпись, но и печать (в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»). Поэтому скреплять ЭЦП можно не только договоры, для которых наличие печати не является обязательным требованием, но и документы, печать на которых необходима в силу закона.

© 2019.11 Все права защищены.